Отупение или поумнение: каким путем пойдет цивилизация?
Массовое отупение или всеобщее поумнение?
Мы — свидетели двух параллельных процессов, которые разворачиваются на планете Земля: отупение и поумнение. Давайте рассмотрим оба этих процесса.
Отупение
Идея в том, что в XXI веке человеку не нужно быть умным, чтобы выжить. Даже самые тупые в безопасности — общество позаботится о них. Статистически, низкоинтеллектуальные люди и размножаются интенсивнее, поэтому в процентном соотношении в мире их становится больше. Если в XIV веке тупому надо было извернуться, чтобы выжить, сегодня у них таких проблем нет. Вероятность повышения % людей с низким интеллектом — повышается. Причем быстро.
Этот феномен подкрепляется несколькими факторами. Во-первых, это развитие систем социальной поддержки. Государства и благотворительные организации создают сети безопасности, которые позволяют людям с ограниченными когнитивными способностями получать базовое медицинское обслуживание, жилье и продовольствие. Это, безусловно, гуманно, но одновременно снижает естественный отбор, который в прошлом заставлял каждого индивида проявлять максимум своих способностей для выживания. Во-вторых, развитие технологий упрощает многие задачи, которые раньше требовали значительных умственных усилий. Автоматизация и искусственный интеллект берут на себя рутинные и сложные вычисления, делая мир более доступным для тех, кто не обладает глубокими знаниями или аналитическими способностями. Например, навигационные системы в автомобилях делают ненужным запоминание маршрутов, а онлайн-переводчики облегчают общение с носителями других языков, устраняя языковой барьер. В-третьих, массовая культура, ориентированная на развлечения и потребление, часто не требует глубокого осмысления. Легкодоступный контент, простые сюжеты и поверхностная информация становятся нормой, что может способствовать деградации критического мышления.
Поумнение
Процесс, который идёт по встречной. Тут мы видим невероятный прогресс науки, который она сделала благодаря всеобщему образованию. 100 лет средней школы изменили мир больше, чем 3000 лет до этого. Мы знаем о здоровье и космосе больше, чем все наши предки вместе взятые. Человек обладает сегодня тем объёмом информации, который был непостижим для жителя прошлых столетий.
Этот процесс обусловлен рядом взаимосвязанных явлений. Первостепенную роль играет повсеместное распространение образования. Доступность школ, университетов и онлайн-курсов позволила миллиардам людей получить базовые и продвинутые знания. Это привело к резкому росту числа квалифицированных специалистов в различных областях – от медицины и инженерии до искусства и гуманитарных наук. Научные открытия совершаются с беспрецедентной скоростью. Например, расшифровка генома человека, разработка вакцин против ранее неизлечимых болезней, исследование экзопланет – все это стало возможным благодаря коллективному разуму и накопленным знаниям. Доступ к информации стал практически мгновенным благодаря интернету. Любой человек, имеющий подключение к сети, может получить доступ к огромным массивам данных, научным статьям, образовательным ресурсам и экспертным мнениям. Это демократизирует знание и позволяет каждому стремиться к самосовершенствованию. Развитие технологий, помимо упрощения жизни, также стимулирует умственную деятельность. Например, программирование, анализ больших данных, разработка искусственного интеллекта – эти сферы требуют высокого уровня когнитивных способностей и постоянно развивают их. Создание сложных виртуальных миров и инструментов для творчества также способствует развитию креативности и аналитического мышления.
Так что же нас ждет в будущем? Каким путём пойдет цивилизация? Как решится эта, совершенно новая проблема?
Перед нами стоит дилемма: движемся ли мы к обществу, где большая часть населения будет полагаться на автоматизацию и социальную поддержку, в то время как узкая элита будет двигать прогресс, или же мы увидим более сбалансированное развитие, где доступ к знаниям и технологиям позволит каждому человеку раскрыть свой потенциал? Возможно, мы станем свидетелями появления новых форм интеллекта, как биологического, так и искусственного, которые изменят само понятие «умный». Будущее зависит от того, какие ценности мы будем прививать, какие образовательные модели развивать и как будем использовать достижения науки и технологий. Эти вопросы требуют глубокого осмысления и активного участия каждого из нас.
Ваш канал и © Станислав Санников #полезность_санников