Всеобщее поумнение или массовое отупение: анализ трендов

Массовое отупение или всеобщее поумнение?

Мы — свидетели двух параллельных процессов, которые разворачиваются на планете Земля: отупение и поумнение. Давайте рассмотрим оба этих процесса.

Отупение

Идея в том, что в 21 веке человеку не нужно быть умным, чтобы выжить. Даже самые тупые в безопасности — общество позаботится о них. Статистически, низкоинтеллектуальные люди и размножаются интенсивнее, поэтому в процентном соотношении в мире их становится больше. Если в XIV веке тупому надо было извернуться, чтобы выжить, сегодня у них таких проблем нет. Вероятность повышения % людей с низким интеллектом — повышается. Причем быстро.

Этот феномен имеет глубокие корни в эволюции и социальном устройстве. В прежние времена, выживание напрямую зависело от острых навыков, способности к адаптации, умения охотиться, добывать пищу, строить укрытия и защищаться от опасностей. Интеллект, как таковой, был критически важен для преодоления трудностей и обеспечения пропитания. Однако, с развитием цивилизации, особенно в последние столетия, мы наблюдаем смещение акцентов. Современное общество предоставляет беспрецедентный уровень поддержки для всех своих членов. Системы социального обеспечения, доступная медицина, государственная помощь, стандартизированное образование – все это создает своего рода «защитную сетку», которая ослабляет давление естественного отбора на когнитивные способности.

Рассмотрим более подробно, как это проявляется. Во-первых, доступность информации и услуг. Если раньше для получения знаний требовались годы обучения и личного опыта, то сегодня любая информация находится на расстоянии клика. Это, с одной стороны, облегчает доступ к знаниям, но с другой – снижает потребность в глубоком осмыслении и запоминании, когда можно просто «погуглить». Во-вторых, упрощение труда. Многие профессии, требующие высокой квалификации и интеллектуального напряжения, постепенно автоматизируются или заменяются более простыми, рутинными операциями. Это означает, что для выполнения значительной части работ не требуется выдающийся интеллект. В-третьих, демографические тенденции. Исследования, проводимые в различных странах, показывают, что люди с более низким уровнем образования и, как правило, более низким IQ, часто имеют больше детей. Это может привести к тому, что популяция будет стремительно увеличиваться за счет тех, чьи когнитивные способности находятся на среднем или ниже среднего уровне. Это не оценка людей, а констатация статистической тенденции, которая может иметь долгосрочные последствия для развития общества.

Поумнение

Процесс, который идет по встречной. Тут мы видим невероятный прогресс науки, который она сделала благодаря всеобщему образованию. 100 лет средней школы изменили мир больше, чем 3000 лет до этого. Мы знаем о здоровье и космосе больше, чем все наши предки вместе взятые. Человек обладает сегодня тем объемом информации, который был непостижим для жителя прошлых столетий.

Параллельно с этим, мы наблюдаем и противоположный, не менее мощный тренд – всеобщее поумнение. Это явление напрямую связано с беспрецедентным развитием науки и технологий, которое стало возможным благодаря повсеместному распространению образования. Если раньше доступ к знаниям был привилегией элиты, то сегодня базовое образование стало нормой для миллиардов людей. Сто лет активного развития системы среднего образования дали миру больше, чем три тысячелетия до этого. Представьте себе объем знаний, накопленный человечеством за последние сто лет в области медицины. Мы понимаем механизмы болезней, разрабатываем сложные хирургические методики, создаем вакцины, которые спасают миллионы жизней. Наши предки могли лишь молиться или полагаться на народные средства. То же самое касается освоения космоса. От первых наблюдений за звездами до отправки космических кораблей к далеким планетам – это скачок, который кардинально изменил наше представление о Вселенной.

Этот доступ к информации и знаниям трансформирует не только нашу способность понимать мир, но и нашу способность действовать в нем. Люди сегодня имеют возможность учиться новым навыкам онлайн, получать высшее образование дистанционно, общаться с экспертами со всего мира. Это создает новую породу людей – более информированных, более любознательных, способных к критическому мышлению и решению сложных задач. Развитие искусственного интеллекта, например, не только автоматизирует рутинные процессы, но и открывает новые горизонты для исследований, позволяя нам решать проблемы, которые раньше казались неразрешимыми. Увеличение средней продолжительности жизни, снижение детской смертности, улучшение качества жизни – все это также является прямым следствием общего повышения уровня знаний и технологий.

Так что же нас ждет в будущем? Каким путем пойдет цивилизация? Как решится эта, совершенно новая проблема? Мы стоим на пороге эпохи, где эти два процесса – отупение и поумнение – будут активно взаимодействовать, создавая новые вызовы и возможности. Сможет ли человечество найти баланс между доступностью благ цивилизации и необходимостью поддерживать и развивать свой интеллектуальный потенциал? Будет ли дальнейшее упрощение жизни вести к стагнации, или же освободит ресурсы для более глубокого развития? Ответы на эти вопросы определят будущее нашего вида. Возможно, мы увидим поляризацию общества: с одной стороны – растущая масса людей, живущих в комфорте и безопасности, но с ограниченными когнитивными способностями, а с другой – меньшинство, которое будет двигать науку и культуру вперед. Или же, наоборот, универсальный доступ к образованию и информации сможет нивелировать эти тенденции, приведя к новому витку эволюции человеческого разума. Это захватывающее время для наблюдения за развитием человечества.

Ваш канал © Станислав Санников #полезность_санников

Похожие записи

Добавить комментарий