17 ошибок в деловой переписке, которые раздражают
09.11.202517 вещей, которые раздражают в деловой переписке
Сегодня мы разберем ошибки в деловой переписке посредством e-mail. Эти ошибки, зачастую мелкие, могут серьёзно повлиять на восприятие вас как профессионала, замедлить рабочие процессы и даже привести к недопониманию и конфликтам. Давайте разберем их по пунктам, чтобы сделать наше общение более эффективным и приятным.
- Отсутствие приветствия. Письмо без него — всё равно, что входить в дверь без стука. Вы пишете, потому что вам что-то нужно: помните о вежливости. Начинать письмо с «Здравствуйте, [Имя]» или «Добрый день, [Имя]» — это базовый этикет, который демонстрирует уважение к адресату. Игнорирование этого правила создает впечатление небрежности и отсутствия должного внимания к собеседнику.
- Доброго времени суток. Алкоголь проверку временем выдерживает, а эта фраза — нет. Лучше «здравствуйте» или указание периода, когда пишете письмо (например, «Добрый вечер»). Фраза «Доброго времени суток» стала клише и воспринимается как неуместная попытка быть универсальным, но на деле она просто звучит неестественно и устарело.
- Сокращения и односложность. Это экономит не так много времени и может жутко раздражать собеседника. Ок, пжлст, плз — лучше без этого. В деловой переписке важна ясность и профессионализм. Использование сленга и сокращений, таких как «ок», «пжлст», «плз», «спс», неуместно и может быть воспринято как неуважение к адресату, а также затруднить понимание, особенно если собеседник не знаком с подобными сокращениями.
- Иносказательность. Деловая переписка — не место, где люди должны догадываться, что вы имели в виду. Непонимание даст виток лишним сообщениям. Избегайте двусмысленностей, метафор и намеков. Ваши мысли должны быть изложены прямо и четко, чтобы избежать необходимости дополнительных уточнений и сохранять время.
- Восклицательные знаки. Уместны только в обращении; даже в литературе они встречаются нечасто. Чрезмерное использование восклицательных знаков создает впечатление излишней эмоциональности, крика или даже агрессии. В деловой среде это может быть воспринято как непрофессионализм. Один-два знака в конце важного, но позитивного утверждения, могут быть допустимы, но лучше перестраховаться.
- Caps Lock. ЭТО КОГДА МНОГО ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Просто не надо: эта монструозность пугает. Написание всего текста или его значительной части заглавными буквами воспринимается как крик и агрессия. Это затрудняет чтение и создает негативное впечатление. Используйте Caps Lock только для выделения отдельных слов или аббревиатур, если это действительно необходимо, но крайне редко.
- Заранее спасибо. Если хотите что-то получить от собеседника, опишите его выгоды. Не ставьте в неловкое положение. Фраза «заранее спасибо» может восприниматься как попытка обязать человека сделать что-то, не спрашивая его согласия. Лучше выразить просьбу и поблагодарить после выполнения задачи или выразить надежду на сотрудничество.
- Тема письма. Никогда не забывайте о ней: пишите понятно и по делу. У вас деловой контекст, а не рекламный. Тема письма — это первое, что видит получатель. Она должна быть информативной и отражать суть сообщения. Например, вместо «Вопрос» лучше написать «Вопрос по проекту X: срок сдачи отчета». Это помогает быстро ориентироваться в почтовом ящике.
- Копии писем. Бывает, вы или ваши коллеги вынуждены тратить время и чистить почту от неинтересных бесед, потому что кто-то отвечает всем, а не непосредственно автору. Не надо так. Использование «Ответить всем» без необходимости забивает почтовые ящики всех участников переписки. Отвечайте только тем, кому действительно нужно получить ваше сообщение.
- История переписки. Да, есть история переписки, но ленивые люди тоже есть. Будьте клиентоориентированным и облегчайте задачу себе и собеседнику: кратко напоминайте, о чем идёт речь. При ответе на старое письмо, особенно если оно было частью длинной цепочки, коротко напомните контекст. Это сэкономит время всем и покажет вашу заботу о собеседнике.
- Пересылка писем без сопровождения. Работа может серьезно застопориться — не надо так. Если вы пересылаете письмо другому человеку, обязательно добавьте свое пояснение: для чего вы это делаете, какую информацию нужно передать, какие действия ожидаются. Иначе получатель может не понять, что от него требуется.
- Канцелярит. Многие думают, деловая переписка обязывает к формальности и сложным оборотам. Не-а. Пишите проще — так легче понять смысл. Избегайте длинных, витиеватых фраз, устаревших оборотов и жаргонизмов. Используйте простые и понятные слова, чтобы донести свою мысль максимально эффективно.
- Ночные письма. У многих людей в почте стоят уведомления и письмо в 23:59 вряд ли кого-то порадует. Напишите, сохраните и отправьте утром. Отправка писем в позднее время может нарушить баланс между работой и личной жизнью коллег. Лучше воспользоваться функцией отложенной отправки.
- Дурацкий email. Письма коллегам только с рабочего адреса. Вы всё испортите, если напишете с SexyFoxy69.ru. Использование личных, непрофессиональных адресов электронной почты для деловой переписки подрывает доверие и создает негативное впечатление. Всегда используйте корпоративный email.
- Опечатки. Все ошибаются, но старайтесь вычитывать свои письма, отправлять их редактору или же заливать на сервисы для проверки текста. Опечатки и грамматические ошибки могут подпортить впечатление о вашей внимательности и профессионализме. Обязательно проверяйте текст перед отправкой.
- Вложение. А вы точно его прикрепили, когда написали «документ во вложении»? Не забывайте проверять письмо перед отправкой. Это одна из самых частых и раздражающих ошибок. Перед отправкой письма, убедитесь, что все необходимые файлы прикреплены.
- Текст-кирпич. Это тот самый текст, который не разделен на абзацы и из-за этого — нечитабелен. Вот. Разделяйте текст на логические абзацы, используйте списки и подзаголовки, чтобы сделать его легко читаемым и усваиваемым. Это значительно улучшает восприятие информации.
Помните, что деловая переписка — это инструмент коммуникации, который должен быть максимально эффективным и уважительным. Соблюдение этих простых правил поможет вам производить хорошее впечатление и строить продуктивные отношения с коллегами и партнерами. Если я забыл что-то важное — пишите дополнения в комментариях. Канал ©Станислав Санников #полезность_санников