Полезные идеи по командообразованию
Командообразование — это всегда вопрос постановки общей задачи/проблемы/цели. Команда более сплочена, когда перед ней стоит необходимость принятия общих решений. Если перед участниками группы не стоит общих целей и задач, нет необходимости совместных действий — то это не команда, а просто группа людей. К примеру, семья — это команда. Это группа, объединённая общей задачей — выращивание потомства. Это проще делать сообща, выше вероятность выживания (во всяком случае, так было последние 2 млн. лет). Более того, в семье часто возникают и другие общие цели: от совместного планирования бюджета и распределения обязанностей по дому до организации семейного отдыха или помощи друг другу в достижении личных амбиций. Все эти задачи требуют согласованных действий, обсуждений, компромиссов и, как следствие, укрепляют связи между членами семьи.
Другой пример: концертный зал. Это просто группа людей, ситуативно объединившаяся для коллективного прослушивания музыки. Принимать общих решений, договариваться, делегировать, обсуждать «текучку» им не надо. Каждый приходит со своей целью — насладиться музыкой, и его личные потребности не требуют координации с другими присутствующими. Отсутствие общей задачи, требующей совместных усилий и принятия решений, делает эту группу просто совокупностью индивидуумов, объединенных лишь временным пространством и общим объектом внимания.
Коллеги, разделяйте понятия «Команда» и «Группа» и не смешивайте понятия. Смешивая понятия, вы не сможете ими управлять как эффективный менеджер. А лидер — это, в том числе и менеджер.
Различие между группой и командой заключается не только в наличии общей цели, но и в характере взаимодействия. В группе люди могут работать параллельно, выполняя свои индивидуальные задачи, и их успех не обязательно зависит от успеха других. Например, сотрудники одного отдела в крупной компании, которые занимаются совершенно разными проектами, но находятся в одном структурном подразделении, могут быть группой. Их общая задача – функционирование отдела, но индивидуальные результаты могут сильно отличаться, и нет прямой зависимости между выполнением задачи одним сотрудником и выполнением задачи другим.
Команда же предполагает синергию: общий результат команды всегда больше суммы индивидуальных вкладов. В команде существует взаимная ответственность, взаимозависимость и активное сотрудничество. Каждый член команды понимает, что его действия влияют на общий результат, и успех команды зависит от скоординированных усилий всех её участников. Например, спортивная команда, где каждый игрок имеет свою роль, но общий успех зависит от слаженности действий всех. Футболист не может выиграть матч в одиночку, ему нужна поддержка товарищей, их точные пасы, грамотная оборона и взаимопонимание на поле.
Эффективное командообразование начинается с четкого осознания этой разницы. Когда вы понимаете, что перед вами именно команда, вы можете применять соответствующие инструменты и методики. Это может быть организация совместных тренингов, направленных на улучшение коммуникации и решение проблем, внедрение систем обратной связи, где каждый может высказать свое мнение и внести предложения, или же проведение стратегических сессий для совместной выработки видения и целей. Важно создать условия, в которых члены команды будут чувствовать себя частью чего-то большего, где их вклад ценится, а общий успех становится их личным достижением.
Без четкого понимания, работаете ли вы с группой или с командой, ваши управленческие усилия могут оказаться неэффективными. Пытаясь применять командные методики к группе, вы можете столкнуться с сопротивлением и непониманием, так как участники не видят необходимости в совместных действиях и взаимной ответственности. И наоборот, ожидая от команды результатов, достижимых только при индивидуальной работе, вы можете упустить потенциал для синергии и глубокого сотрудничества. Поэтому, как лидер, как менеджер, как человек, стремящийся к максимальной эффективности, научитесь видеть разницу, правильно классифицировать своих людей и применять наиболее подходящие методы управления. Это основа для построения действительно сильных и продуктивных коллективов.
Ваш канал Станислав Санников #полезность_санников


