Книга Санникова: Почему школьное образование нуждается в реформе
Вы применяли вчера логарифмы и высчитывали интегралы? Я нет. И, честно говоря, сомневаюсь, что кто-то из моих знакомых, не связанных напрямую с наукой или инженерией, делал это. Эта ситуация наглядно демонстрирует, насколько оторваны от реальной жизни многие предметы, которые мы изучаем в школе.
Вот чему на самом деле нужно учить детей: управлению своим телом и здоровьем, питанием и спортивными нагрузками. Это фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь. Понимание принципов здорового образа жизни, умение слушать свое тело, распознавать сигналы усталости или переизбытка, выбирать правильное питание, которое дает энергию, а не отнимает ее, – вот навыки, которые пригодятся каждому человеку, независимо от его профессии. Мы должны научить детей не только тому, как выжить, но и как по-настоящему жить – качественно, активно и здорово.
Без изменений в системе школьного образования появление проблем со здоровьем во взрослой жизни — неизбежно. Мы просто не понимаем как жить правильно и вместо изучения базовых вещей — изучаем логарифмы и интегралы, с которыми легко справляется калькулятор. Представьте себе: ученик тратит годы на освоение сложнейших математических концепций, но при этом не знает, как приготовить сбалансированный обед, как правильно подобрать физические нагрузки, или как справиться со стрессом. Получается, что мы инвестируем огромное количество времени и умственных усилий в знания, которые либо устаревают, либо могут быть легко заменены технологиями, упуская при этом жизненно важные навыки. Это похоже на то, как если бы мы учили строить космические корабли, но забыли, как построить дом или ухаживать за садом.
Ну а логарифмы и интегралы отлично изучать на профильных направлениях: инженерам, математикам, физикам, астрономам. Безусловно, эти области знаний важны и необходимы для развития науки и технологий. Но их место – в специализированных учебных заведениях и на соответствующих факультетах университетов, где студенты целенаправленно готовятся к профессиям, требующим глубоких математических знаний. Для большинства же людей эти знания останутся абстрактными формулами, пылящимися на страницах учебников, не находящими практического применения в повседневной жизни.
В общем, вы уже поняли: я за коренные изменения в школьной системе образования. Она была заточена под индустриальную модель экономики и была эффективна там. Эта система была создана в эпоху, когда главным было производство, стандартизация и дисциплина. Школа должна была выпускать послушных и исполнительных рабочих, способных выполнять монотонные операции. Сегодня, мы уже лет этак 50 живем в цифровом веке. Нам нужно учиться иначе и учить детей иначе. Мир изменился кардинально. Информация стала доступна как никогда, а технологии развиваются с головокружительной скоростью. Нам нужны люди, способные к критическому мышлению, креативности, адаптации, сотрудничеству и непрерывному обучению. Школа должна стать местом, где развиваются эти качества, а не просто транслируются устаревшие знания.
Кстати, ожирение, охватившее планету — одно из следствий невежества, которое существует по причине устаревания нынешней системы образования и ее неактуальности. Это глобальная проблема, напрямую связанная с недостатком элементарных знаний о здоровом образе жизни. Люди становятся жертвами маркетинговых кампаний, потребляют вредную пищу, ведут малоподвижный образ жизни, не осознавая последствий. Если бы школьная программа уделяла должное внимание основам диетологии, физиологии и психологии здоровья, мы бы видели совсем другую картину. Дети, получившие эти знания, вырастут в более здоровое поколение, способное принимать осознанные решения относительно своего благополучия. Вместо этого, мы продолжаем нагружать их информацией, которая не имеет прямого отношения к их физическому и ментальному здоровью, оставляя их беззащитными перед лицом современных угроз. Необходимо пересмотреть приоритеты и сделать акцент на формировании здоровых привычек и осознанного отношения к своему телу с самого раннего возраста. Это инвестиция в будущее, которая окупится сторицей.



